Translation of materials into English is under development.

Перевод материалов на английский язык находится в разработке.

Территория заповедника

Центрально-Лесной заповедник организован на основании постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 04.05.1930 г., его границы установлены постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 31.12.1931 г. № 1303. На основании постановления Совета Министров СССР от 29.08.1951 г. № 3192, наряду с другими заповедниками, Центрально-Лесной заповедник был закрыт. На основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 23.02.1960 г. № 869-р Центрально-Лесной заповедник был восстановлен.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник является особо охраняемой природной территорией федерального значения. Его территория состоит из 2 земельных участков, расположенных в Андреапольском и Нелидовском муниципальных районах Тверской области. В отношении обоих земельных участков проведены кадастровые работы по уточнению местоположения их границ и площадей. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учёт (земельный участок в Андреапольском административном районе Тверской области с кадастровым номером 69:01:0000020:221 площадью 8240,5126 га, земельный участок в Нелидовском административном районе Тверской области с кадастровым номером 69:22:0000010:83 площадью 16171,9971 га). Общая площадь заповедника составляет 24412,5097 га.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2008 № 59 «Об определении количества лесничеств на территориях государственных природных заповедников и национальных парков и установлении их границ» Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник, как основная территориальная единица управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов преобразован в одноименное лесничество. Лесничество «Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник», состоит их 2 участковых лесничеств: Северного (Андреапольский муниципальный район) и Южного (Нелидовский муниципальный район).

Территория охранной зоны заповедника

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Охранная зона Центрально-Лесного заповедника образована на основании Распоряжения Исполнительного Комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 14.11.1967 г. № 986р и Решения Исполнительного Комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 08.08.1977 г. № 139 от. Она расположена в Андреапольском, Нелидовском, Пеновском и Селижаровском административных районах Тверской области. По всем административным районам охранная зона Центрально-Лесного заповедника внесена в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), как зона с особыми условиями использования территории.

Общая площадь охранной зоны Центрально-Лесного заповедника составляет 46693,51 га., в том числе по административным районам:

- Андреапольский район – 8237,0376 га

- Нелидовский район – 20164,5884 га

- Пеновский район – 245,8600 га

- Селижаровский район – 18046,0240 га

На территории охранной зоны заповедника расположены 7 государственных природных заказников регионального значения:

- «Болото Старосельский Мох» (площадь 667 га);

- «Болото Демиховский Мох» (площадь 936 га);

- «Ботанический заказник «Фёдоровский» (площадь 335 га);

- «Урочище Провалённое» (площадь 290 га);

- «Болото Катькин Мох» (площадь 3531 га);

-«Болото Песочинское» (площадь 1619 га);

- «Болото Мошки» (площадь 477 га).

Общая площадь охраняемой территории (территории заповедника и его охранной зоны) составляет 71106,02 га.

Режим заповедника

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников, находятся в федеральной собственности. Земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Запрещается изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников.

Положение о государственном природном заповеднике утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Положение о Центрально-Лесном государственном природном биосферном заповеднике утверждено в Минприроды России 19.01.2001 г. В соответствии с ним, одной из задач, возлагаемых на заповедник, является осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.

В соответствии с Положением о Центрально-Лесном заповеднике, пребывание на территории заповедника граждан, не являющихся работниками заповедника, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органа, в ведении которого находится заповедник, допускается только при наличии разрешения этого органа или дирекции заповедника.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе:

- действия, изменяющие гидрологический режим земель;

- изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;

- рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений, за исключением случаев, предусмотренных Положением о заповеднике;

- сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром за исключением случаев, предусмотренных Положением о заповеднике;

- строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий. Дорог и путепроводов и прочих коммуникаций за исключением случаев, необходимых для обеспечения деятельности заповедника;

- промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных Положением о заповеднике;

- интродукция живых организмов и их акклиматизация;

- применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;

- сплав леса;

- транзитный прогон домашних животных;

-  нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автотранспорта вне дорог и водных путей общего пользования;

- сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповеднике;

- пролёт самолётов и вертолётов ниже 2000 метров над заповедником без согласования с его администрацией или с Минприроды России, а также преодоление самолётами звукового барьера.

На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

- сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление, а также предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

- поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность людей. Природных комплексов и объектов;

- предотвращение опасных природных явлений, угрожающих жизни людей и населённым пунктам;

- проведение научных исследований, включая экологический мониторинг;

- ведение эколого-просветительской работы;

- осуществление контрольных функций.

Режим охранной зоны заповедника

Режим охранной зоны определён в Положении об охранной зоне Центрально-Лесного заповедника, в соответствии с которым на всей территории охранной зоны запрещается:

- охота и рыбная ловля без разрешения администрации заповедника;

- сбор дикорастущих ягод и грибов гражданам, постоянно не проживающим на территории охранной зоны без разрешения администрации заповедника;

- использование механических приспособлений для сбора ягод;

- сбор видов растений, отнесённых к категории редких для Тверской области и Российской Федерации;

- заготовка живицы хвойных пород;

- применение ядохимикатов в сельском и лесном хозяйствах;

- открытое внесение минеральных удобрений и их открытое складирование;

- осушение верховых болот и торфоразработки;

- проведение изыскательских работ и разработка карьеров без согласования с администрацией заповедника.

В соответствии с Решением Исполнительного Комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 04.06.1981 г. № 155, в однокилометровой полосе вдоль границ заповедника запрещается проведение сплошных рубок леса.

Отдел охраны заповедной территории

Охрана природных комплексов и объектов на территории Центрально-лесного заповедника и его охранной зоны осуществляется сотрудниками отдела охраны, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды и состоящими в штате федерального государственного бюджетного учреждения «Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник» (ФГБУ «Центрально-Лесной государственный заповедник»).

         Директор заповедника является главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды, а его заместители – заместителями главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды. Штатная численность отдела охраны заповедной территории:

- заместитель директора по охране – 1 ед.;

- старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды – 3 ед.;

- участковый государственный инспектор в области охраны окружающей среды – 1 ед.;

- государственный инспектор в области охраны окружающей среды – 9 ед.

Охрану Южного участкового лесничества обеспечивают госинспекторы в области охраны окружающей среды, проживающие в пос. Заповедный и д. Большое Фёдоровское Нелидовского городского округа. Охрану Северного участкового лесничества обеспечивают госинспекторы в области охраны окружающей среды, проживающие в д. Мошары Пеновского района и д. Жукопа Андреапольского района.

С 2007 года действует оперативная группа заповедника численностью 5 человек, которая базируется на Центральной усадьбе заповедника, в обязанности которой входит контроль всей территории заповедника и его  охранной зоны.

Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования территории Центрально-Лесного заповедника и его охранной зоны

Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и их охранных зон установлен в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. № 1090.

 Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования территории Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника и его охранной зоны осуществляется ФГБУ «Центрально-Лесной государственный заповедник». Предметом его является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданам на территории Центрально-Лесного заповедника и в его охранной зоне обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тверской области в области охраны и использования особо охраняемой территории, касающихся:

- режима особо охраняемой природной территории;

- особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;

- режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.

К объектам государственного надзора относятся:

- деятельность, действия (бездействия) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

- здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют, и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.

Должностным лицом ФГБУ «Центрально-Лесной государственный заповедник», уполномоченным принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является директор.

От имени ФГБУ «Центрально-Лесной государственный заповедник» государственный надзор вправе осуществлять:

- директор (его заместитель) учреждения;

- должностные лица учреждения, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление полномочий государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

 

Права государственных инспекторов в области охраны окружающей среды

Права государственных инспекторов в области охраны окружающей среды  определены в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. № 1090, «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.

         Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды имеют право:

- запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на территории заповедника, разрешение на право пребывания на данной территории;

- проверять наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;

- проверять имеющиеся у граждан орудия и продукцию природопользования;

- задерживать в границах заповедника и его охранной зоны граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в помещение полиции, органы местного самоуправления или в иное служебное помещение;

-  производить личный досмотр и досмотр вещей граждан;

- производить досмотр транспортных средств;

- производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, и находящихся там вещей и документов;

- изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;

- производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения;

- направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах заповедника и его охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещения объекта капитального строительства;

- предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственного природного заповедник средств в счёт возмещения ущерба, нанесённого природным комплексам и объектам государственного природного заповедника вследствие нарушений установленного режима государственного природного заповедника.

         Государственным инспекторам в области охраны окружающей среды при исполнении служебных обязанностей разрешены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, хранение, ношение и применение служебного огнестрельного оружия, а также разрешённого в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия.

         Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право применять специальные средства – наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.

Деятельность отдела охраны заповедной территории

  1. ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ

Задачи по охране территории заповедника и его охранной зоны возложены на отдел охраны заповедной территории. Госинспекторы в области охраны окружающей среды обеспечены служебным оружием, специальными средствами (резиновыми дубинками, наручниками), средствами радиосвязи, способами фото- и видеофиксации.

С целью выявления и раскрываемости правонарушений регулярно осуществляется патрулирование территории. При этом используются автомобили УАЗ, квадроциклы, снегоболотоходы «ARGO» и ТРЭКОЛ, снегоходы «Буран» и «Ямаха», моторная лодка, гужевой транспорт.

При выявлении правонарушений, госинспекторы составляют протоколы, нарушители режима охраны привлекаются к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

С целью профилактики правонарушений проводятся беседы с местными жителями, деятельность отдела освещается в СМИ, ежегодно поддерживается и улучшается информационное обеспечение территории: устанавливаются граничные аншлаги, информационные щиты, доски объявлений и др.

II. ВЫПОЛНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Помимо охраны территории, сотрудники отдела охраны заповедной территории выполняют большой объём различных мероприятий:

  1. Лесохозяйственные и противопожарные мероприятия:

- расчистка квартальной сети заповедника;

- расчистка дорог противопожарного назначения;

- строительство и ремонт мостов и переходов;

- ремонт лесных кордонов;

- создание и обновление минерализованных полос;

- установка шлагбаумов на въездных дорогах в заповедник;

- установка противопожарных щитов.

В случае возгорания, госинспекторы принимают непосредственное участие в тушении пожаров.

 

    2.Биотехнические мероприятия:

           - посев овса;

           - оборудование и поддержание солонцов;

           - изготовление и установка искусственных гнездовий, галечников.

3.Содействие в работе научного отдела:

- проведение учётов зверя и птицы;

- сбор полевой зоологической информации с применением спутниковых навигаторов GPS;

- ведение фенологических наблюдений.

             4.Рекреационные мероприятия

           - строительство и ремонт экологических троп;

           - оборудование наблюдательных сооружений;

            - оборудование мест отдыха.