Все больше людей понимают, что для избавления природы от
мусора бесполезно взывать к сознательности населения, равно как и ждать усилий
от администрации. Нужно брать дело в свои руки. К счастью, группы добровольцев,
убирающие мусор на берегах водоемов и на лесных полянах, в последнее время
становятся привычной картиной не только в окрестностях больших городов, но и в
глубинке. Помимо собственно уборки, волонтерские акции способны «замотивировать»
и население, и администрацию. Даже если отдыхающие не застают самого процесса работы,
опыт показывает: вид чистой территории, да еще и украшенной табличками
антимусорного содержания, способствует более ответственному отношению
посетителей. Там, где чисто, мусорят действительно меньше. Да и муниципальная
администрация, обнаружив, что кто-то делает ее работу, бывает не против
«возглавить процесс». Волонтерские
уборки на сегодняшний момент – действительно действенный инструмент для борьбы
с мусором.
Но как организовать уборку? С чего начать?
- Решить вопрос с вывозом
Для проведения Мероприятия, акции и конкурсы вам не обойтись без трех «китов»
- участников, инвентаря (мешков и перчаток) и организации вывоза собранного
мусора. Причем, если первый и второй компоненты зависят в основном от
организаторов уборки, то третий настолько затратен, что своими силами его не
потянуть. Потребуется участие администрации, управляющей компании в сфере ЖКХ
или организации, специализирующейся на вывозе мусора на полигон. В последнем
случае вопрос упрется в немалые деньги. Поэтому остановимся на первом варианте
– подключении муниципальной власти.
Первым делом вам нужно написать обращение главе
администрации и совета депутатов первого уровня – то есть поселения или
волости. В нем следует представиться, описать свою инициативу, точно указать
место и дату, где и когда планируется уборка, наметить планируемое количество
собранных мешков. Предварительно рекомендуется выяснить, к какой категории
земель относится территория, где вы собираетесь работать. Если она находится в
границах населенного пункта (соответственно, категория – земли населенных
пунктов), то с администрацией работать будет несколько проще. Дело в том, что убирать
мусор на своей территории – ее обязанность (почему она ее плохо выполняет –
другой вопрос). На это в бюджете поселения выделены деньги, их нужно осваивать.
Обычно муниципалы лояльны к тому, чтобы освоить бюджет, прикладывая минимум усилий
(особенно если собственных людских ресурсов не хватает). Но часто территория
уборки находится вне границы населенного пункта. Например, на землях лесного
фонда. Здесь организатору волонтерской уборки следует подготовиться к некоторым
сложностям (впрочем, преодолимым). Дело в том, что законодательство не
устанавливает ответственного за уборку мусора в лесном фонде. Это – т.н.
«правовая лакуна». И администрация, услышав о лесе, нередко в первую минуту
спешит отказать, сославшись на невозможность «нецелевого использования
средств». Это и правда, и не совсем. Убирать своими силами лесной фонд
администрация, действительно, как бы не имеет права. Но вывезти мусор, который
там соберут волонтеры, она вполне правомочна: на этот счет в бюджете заложена
специальная статья на «ликвидацию несанкционированных свалок». Причем имеются в
виду свалки не только на землях населенных пунктов, но и в целом в границах
муниципального образования, куда входит и лесной фонд. Эти деньги чиновникам тоже
нужно освоить, а также отчитаться о проделанной работе. Обычно, отказав при
первом разговоре, при втором глава администрации или муниципальный специалист
по ЖКХ проявляет уже большую лояльность.
После отправки писем, спустя пару дней следует позвонить в администрацию (а если она расположена близко – то и посетить лично). Здесь ваша задача – активизировать все свои дипломатические способности, дабы убедить чиновников, что вы предлагаете им сделать хорошую отчетность при минимуме усилий (конечно, прямо об этом говорить не стоит). Результат того стоит: администрация согласится вывезти собранный мусор на полигон своими силами и за свой счет. Нередко положительному решению вопроса способствует распространение пресс-релиза (краткой информации) до и после уборки. Его можно разослать по общедоступным контактам СМИ (размещенным на их сайтах) и по сообществам в социальных сетях. Если вы пообещаете отблагодарить администрацию за помощь в этом релизе (конечно же, обещание нужно обязательно выполнить), то это может повлиять на ее готовность участвовать. Перед муниципалами тоже стоит задача формирования благоприятного имиджа – как перед населением, так и перед вышестоящими инстанциями. Нередко, когда вопрос с вывозом решен и администрация уже фактически «в деле», чиновники предлагают также снабдить участников уборки мешками и перчатками. В сравнении с вывозом это незначительная статья расхода: в местной управляющей компании или у оператора ТБО на складе обычно достаточно инвентаря.
Важный совет: когда уборка уже закончена и завязанные мешки стоят на краю полянки в ожидании вывоза, организатору не следует расслабляться. Нужно обязательно проконтролировать, выполнили ли муниципалы свое обещание. Если администрация не может приехать за мусором в тот же день (например, она пообещала сделать это на следующей неделе), то рекомендуется примерно через день беспокоить чиновников вежливыми вопросами, вывезен ли мусор. И так – до победного конца. К сожалению, складированный в лесу мусор действует на людей расслабляюще (если не сказать – разлагающе). Отдыхающие, успокоив свою совесть тем, что «тут все вывезут» начинают докидывать кучу своим мусором, как правило - не завязанным в мешки, а разрозненным. Спустя всего неделю неубранные мешки могут дать начало новой неконтролируемой свалке, что дискредитирует саму идею волонтерской уборки. Приехавшие в итоге сотрудники ЖКХ заберут только мешки. Они ни за что не будут подбирать с земли разрозненный мусор, и он останется лежать.
2. Привлечь волонтеров
Обычно инициатива проведения субботника исходит от одного,
реже – двух-трех человек. Этого, как правило, недостаточно для полноценной
уборки. К тому же, не менее важная задача эковолонтерской деятельности – продвижение
ее самой и пиар «привычки не мусорить». Именно поэтому важно распространить
призыв поучаствовать в акции как можно шире. Даже если прочитавшие его люди в
этот раз не примут участие, они будут знать, что кому-то в их районе/поселении
не все равно, как выглядит территория. Кто-то, оказывается, готов прикладывать
безвозмездные усилия в борьбе с мусором. Обычно это мотивирует людей к более
ответственному поведению в местах отдыха. Ну а что касается тех, кто лично
придет на уборку, то можно гарантировать: любой, кто хоть единожды приложил
свой труд на общественной уборке, сам уже никогда не оставит в лесу мусор.
Как распространить информацию? Самый популярный по нынешним временам способ – это группа в социальной сети с приглашением в нее жителей территории, либо вывешивание поста об уборке в других местных сообществах. Выше мы уже говорили о пресс-релизе: в нем можно попросить СМИ разместить информацию на своих страницах. Однако Интернет – это еще не весь мир. В сельской местности люди, особенно старшего возраста, нередко вообще не пользуются глобальной сетью. Однако привлечь их стоит: если не они сами, то их дети и внуки смогут поучаствовать в субботнике. Тут полезна расклейка бумажных объявлений, разнос приглашений по почтовым ящики, а возможно, и обход домов. Известно, что из ста членов Интернет-встречи до реального участия в мероприятии доходит не более 10. При личном оповещении этот процент намного больше.
3. Проведение
Назначать акцию лучше на выходной день. И надеяться, что в
этот день не случится дождя: осадки сразу уменьшат число участников втрое.
Продолжительность уборки – обычно от двух до четырех часов, в зависимости от
объема работ. Дольше задерживаться не имеет смысла: люди устанут и не захотят
участвовать в следующий раз. А ведь у нас большие планы на будущее! В любом
случае, если уборка планируется на 4-5 часов, то организаторы должны
предусмотреть отдых и перекус. Если дело происходит на природной территории, то
можно заранее определить волонтера, который разведет костер и вскипятит чай. Средства
на чай и булочки организаторам обычно приходится изыскивать самим. Ибо, как
вариант, организатор может взять на себя обеспечение котелком, водой и чаем, а
бутерброды попросить принести с собой. Если возможности развести костер нет, то
нужно предупредить участников о необходимости взять с собой термосы или бутылки
с водой. Очень полезно также озаботиться тентом от дождя и пенками-ковриками
для отдыха на земле. Возможность спрятаться и переждать дождь дает надежду, что
акция из-за осадков не прекратится.
Замечательно было бы раздать участникам какие-то памятные сувениры: по опыту, это тоже стимулирует к дальнейшему участию в таких акциях. Понятно, что организатор стремиться минимизировать свои собственные затраты: в идеале их не должно быть вообще. Раздобыть тематическую сувенирную продукцию (календари, значки, магниты) можно в офисах природоохранных организаций; с ними вообще полезно установить контакт, пригодится на будущее. Если сувениров немного и на всех не хватит, можно устроить, например, соревнование среди детей: кто соберет больше мешков мусора, получает футболку или бейсболку.
Что касается собственно уборки, то, как правило, речь идет просто о сборе мусора в мешки и отправке на полигон. В сельской местности, особенно вдали от больших городов возможность для раздельного сбора почти отсутствует. Но если удастся организовать отдельный сбор, например, металла (если вы обнаружили поблизости точку приема), или сдачу опасных отходов, батареек и ртутных ламп (кстати, законодательство предписывает управляющим компаниям осуществлять прием ртутных ламп), то это наполнит уборку особым природоохранным смыслом.
4. Антимусорная агитация
Важно убрать, но еще важнее оставить память об уборке у населения. Поэтому, если есть финансовые ресурсы, целесообразно пустить их на изготовление одной-двух антимусорных табличек, которые можно развесить на деревьях (разумеется, не прибивая гвоздями, чтобы не дискредитировать природоохранное мероприятие таким недружественным к природе актом; лучше всего привязать веревочками). Оригинальные и остроумные макеты таких табличек в изобилии встречаются в Интернете. Полиграфических фирм, которые выполняют печать на пластике, тоже немало. Впрочем, если наладить контакты с крупными природоохранными организациями, то есть возможность получить их бесплатно.
4. Пост-пиар акции
Он нужен не только для того, чтобы похвалиться успехами (хотя почему бы и нет!), но и рассказать о своей инициативе с тем чтобы развивать ее в дальнейшем, привлекая новых участников. В пост-релизе обычно содержится информация о количестве участников, размере убранной территории, числе собранных мешков. Эффектно выглядит сравнение фотографий до и после уборки. И конечно же, в релизе нужно поблагодарить всех участников и помощников – непосредственно волонтеров, администрацию, организации, которые предоставили инвентарь, агиттаблички, сувенирную продукцию и т.д. Здорово, если первая уборочная акция станет началом большого антимусорного движения. Во всяком случае, все крупные организации, такие как «Мусора Больше Нет», «Раздельный сбор», «Просвет» в Московском регионе и «Чистая Вуокса» в Ленинградской области когда-то начинались с первой маленькой акции.
Ирина Андрианова