Биоресурсный центр коллективного пользования териологическими коллекциями ООПТ

Биоресурсный центр коллективного пользования териологическими коллекциями ООПТ создан в 2023 г. для сохранения краниологической коллекции Центрально-Лесного государственного заповедника. Он является самым крупным для особо охраняемых природных территорий России собранием черепов млекопитающих. Коллекция собирается почти 60 лет. В настоящее время фонд Центра насчитывает более 5000 черепов 20 видов млекопитающих (не считая насекомоядных и мышевидных грызунов). Имеется 45 полных скелетов и более 1500 скелетов конечностей хищных млекопитающих, а также образцы высушенных или заспиртованных тканей диких млекопитающих. Основу сборов составляют черепа, обнаруженные на территории заповедника и охранной зоны и приобретенные у охотников Тверской области, сопредельных территорий, а также других ООПТ (Брянский лес, Окский, Дарвиновский, Полистовский, Рдейский, Центрально-Черноземный  государственные заповедники). Основная цель Центра – объединение териологических коллекций заповедников и создание единого банка информации для научных исследований.
Идея создания Центра, как и сбор черепов млекопитающих, а также все проводимые работы и научные исследования с краниологической коллекцией принадлежат Кораблеву Павлу Николаевичу, ведущему научному сотруднику-заведующему краниологической лабораторией ФГБУ «Центрально-Лесной государственный заповедник». В деятельности Биоцентра активное участие принимают его сыновья и внук: Кораблев Николай Павлович, директор ФГБУ "Государственный природный заповедник "Полистовский", и Кораблев Мирослав Павлович, научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН, старший научный сотрудник ФГБУ «Центрально-Лесной государственный заповедник», Кораблев Арсений Николаевич, студент Тверского государственного университета.

В сводном каталоге териологических коллекций, изданном МГУ (Россолимо, Павлинов, 1982), приводится список тринадцати заповедников, где имеются сборы черепов (Алтайский, Бадхызский, Башкирский, Березинский, Воронежский, Закатальский, Зейский, Кавказский, Кроноцкий, Лапландский, Окский, Печеро-Илычский, Сары-Челекский). В начале 1991 года Главное управление Минприроды СССР собирало информацию о наличии в заповедниках фондовых материалов, в том числе и коллекций. Однако собранная информация не была обобщена, и, соответственно, не разослана в заповедники. В 1992 году шесть заповедников (Башкирский, Дарвинский, Лапландский, Мордовский, Окский, Шульган-Таш) в ответ на обращение Центрально-Лесного заповедника прислали полные сведения о сохраняемых коллекциях. Обобщенная информация позволяет считать, что только в двенадцати заповедниках лесной зоны европейской части России в начале 90-х годов сохранялось более 28000 черепов млекопитающих. Конечно, абсолютное большинство черепов представлено насекомоядными и мышевидными грызунами. Возможно, наиболее серьезной попыткой учета музейных и научных фондов заповедников является документ № 21.2-31/893, разосланный Управлением заповедного дела в феврале 1997 года, но и итоги этой работы не стали достоянием научного сообщества.
В свое время некоторые заповедники передали часть своих коллекционных сборов в Зоомузей  МГУ, и сейчас это лучшее в России собрание териологических коллекций. Черепа только четырех видов (лось, бобр, волк, лисица) из восемнадцати заповедников в фондах музея представлены 1122 экз. (Россолимо, Павлинов, 1992). Всё вышеизложенное убеждает в том, что именно государственные заповедники и, возможно, национальные парки являются организациями, способными планомерно и квалифицированно организовать сбор научных коллекций на фоне четко регистрируемых эколого-демографических параметров. При этом, создание коллекции не может служить аргументом для изъятия животных из природы на территории ООПТ и наоборот, добыча диких млекопитающих, по каким-либо причинам не может не сопровождаться коллектированием материала. Некоторой альтернативой специальной добыче млекопитающих в научных целях является сбор краниологического материала охотничьих видов животных. Вокруг многих ООПТ ведется интенсивная промысловая или спортивная охота. Не имея возможности серьезно повлиять на этот процесс, охраняемые территории могут и должны вовлечь охотников в процесс изучения эксплуатируемых животных, используя добытый ими материал. Как показывает опыт, это повышает социальный рейтинг на местном (контакт с наиболее проблемной частью населения) и региональном (оценка состояния популяций хозяйственно важных видов) уровнях.
Изучение краниологической коллекции позволяет переосмыслить данные, накопленные в период эколого-натуралистических исследований, обеспечить преемственность исследований на популяционном уровне. Переосмысление имеющихся данных не предполагает непременной ревизии выводов, сделанных на их основе. Новая интерпретация накопленного полевой териологией материала подразумевает наложение на основные эколого-популяционные параметры (динамика численности и история формирования популяций, половозрастная и экологическая структура, соотношение видов, содержание загрязняющих веществ и др.) популяционно-морфогенетических показателей (степень и структура внутрипопуляционного разнообразия, интенсивность мутационного процесса, стабильность онтогенеза, генетический полиморфизм и др.) и организацию на этой основе долговременного мониторинга за динамикой фенофонда и генетических процессов в природных популяциях.
По этому пути развивались научные исследования в Центрально-Лесном заповеднике. Коллекция черепов млекопитающих собирается почти шестьдесят лет, но наиболее интенсивно сбор и изучение краниологического материала начались в 80-х годах прошлого столетия, а с 1985 года сбор и изучение коллекционного териологического материала является самостоятельным направлением научно-исследовательских работ. Для лучшей организации работ, обеспечения преемственности и, в перспективе, координации деятельности ближайших заповедников в 1993 году, по согласованию с Управлением заповедного дела, на базе научного отдела Центрально-Лесного заповедника была создана краниологическая лаборатория. Принять участие в формировании объединенного коллекционного фонда в различной форме выразили готовность десять заповедников и некоторые другие организации. Технические возможности позволили забрать коллекции только из Окского и Дарвинского заповедников. В настоящее время фонды краниологической лаборатории насчитывают около 5000 черепов семнадцати видов млекопитающих (не считая насекомоядных и мышевидных грызунов). Кроме того, имеется 45 полных скелетов и более 1500 скелетов конечностей хищных млекопитающих, а также образцы высушенных или заспиртованных тканей диких млекопитающих. Основу сборов составляют черепа, обнаруженные на территории заповедника и охранной зоны и приобретенные у охотников Тверской области. В фондах также представлен материал из Вологодской (Дарвинский государственный заповедник), Новгородской (Рдейский государственный заповедник), Псковской (Полистовский государственный заповедник), Смоленской, Калужской и Рязанской (Окский биосферный заповедник) областей.
Популяционные исследования на основе изучения краниологического материала органично вписались в научные исследования заповедников. Достаточно сказать, что в Центрально-Лесном заповеднике краниологическими исследованиями охвачено двенадцать видов млекопитающих, девять сотрудников научного отдела участвовали в изучении материала и написании статей. В работах использованы коллекционные сборы тринадцати заповедников, а соавторами публикаций стали сотрудники Лапландского, Окского, Полистовского и Воронежского заповедников. На основе работы с краниологическим материалом опубликовано более 130 научных статей и четыре монографии, защищено две кандидатских и одна докторские диссертации. Исследованиями охвачены 12 видов млекопитающих (без насекомоядных и мышевидных грызунов), в том числе по восьми видам выполнены молекулярно-генетические исследования. Таким образом, место краниологических исследований в структуре научных работ определяется тем, что они опираются на богатый материал, собранный предыдущими поколениями териологов в период эколого-натуралистических исследований, и обеспечивают их преемственность на популяционно-морфогенетическом уровне.
Работа с научной коллекцией является самым важным аргументом для её сохранения. Однако организовать подобные исследования в каждом заповеднике или национальном парке, где имеется краниологический материал не представляется возможным, о чем сказано выше. Также нецелесообразно выделять специальную штатную единицу хранителя коллекции, где имеются сборы черепов и не всегда представляется возможность создать надлежащие условия для их хранения. Соблюдение условий, которые позволили бы сделать коллекции ООПТ частью фундаментального научного процесса, возможно при объединении усилий некоторых, а лучше многих заповедников и национальных парков. Создание на базе одного из заповедников регионального центра коллективного пользования (ЦКП) териологическими коллекциями ООПТ позволит решить проблемы каждой организации с размещением и хранением материала, создаст условия для его продуктивного изучения и привлечет внимание зоологов из разных научных учреждений. Учитывая опыт Центрально-Лесного заповедника по созданию и изучению коллекционного материала и его удобное географическое положение представляется целесообразным организовать ЦКП именно в Центрально-Лесном заповеднике. С этой инициативой заповедник обратился в Минприроды РФ, и в 2022 году были выделены средства на строительство помещения для размещения коллекций площадью 150 кв.м. (срок сдачи объекта октябрь 2023 г.), в котором предусмотрены залы для хранения материала и рабочие кабинеты. 
Целью создания Биоресурсного Центра является объединение териологических коллекций заповедников и создание единого банка информации.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач: 
- создание условий для размещения коллекционного материала и организация рабочих мест для работы с коллекциями (задача решается);
- объединение разрозненных коллекций ООПТ в единый банк информации (частично решена);
- информирование научной общественности о создании биоресурсного ЦКП териологическими коллекциями ООПТ;
- издание каталога объектов хранения. 
В настоящее время имеется проект федерального закона № 325647-8 «О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях», который устанавливает основы государственного регулирования в области обеспечения сохранения и развития биологических (биоресурсных) коллекций, создания и функционирования биоресурсных центров и их устойчивого, рационального использования в научной и научно-технической деятельности как основы обеспечения устойчивого и безопасного развития Российской Федерации. Кроме того, документ предусматривает создание Фонда биологических (биоресурсных) коллекций, ведение Госреестра биологических (биоресурсных) коллекций РФ, а также формирование системы управления подобными коллекциями через наделение научных или образовательных организаций статусом биоресурсных центров. 

Список литературы:
Кораблев П.Н. 1999. Организация научных исследований в заповедниках и национальных парках. Сборник докладов семинара-совещания, г. Пущино-на-Оке. 18-26 декабря 1999 г. Москва. С. 96-102.
Россолимо О.Л., Павлинов И.Я. 1992. Сводный каталог териологических коллекций. М. 141 с.