17.03.2023

Цикл фотоочерков о деревнях в окрестностях Центрально-Лесного заповедника. 

Название деревни состоит из двух частей: первая – по прежней принадлежности населения приходу Спасо-Преображенской деревянной церкви, освященной в 1890 г., в погосте Спас-Перебор (церковь не сохранилась); вторая часть от мужского личного имени Влас. Фамилия Власов – 92-я в частотном списке ста русских фамилий.

На карте 1911 г. существуют населенные пункты Спас Перебор и Власова отдельно.

В.И. Аксенов в своих изысканиях приводит лишь данные по Власовке 1901 г., что относится она к погосту Спас-Перебор, состоит из 17 крестьянских дворов, где проживают 34 мужчины и 38 женщин. В 1888-1890 гг. закончилось строительство деревянной церкви на каменном фундаменте на погосте Спас-Перебор, и прихожане многих деревень были приписаны к новому храму вместо Пустоподлесья.

Востренков П.Т. в своих воспоминаниях пишет, приход Спас-Перебор образовался в сороковые годы XIX века, в него вошли деревни по обеим берегам Тудовки. В 1888-1889 гг. была построена деревянная трехпрестольная Преображенская церковь – Преображения Господня, Святого Великомученика Дмитрия Солунского и Святителя Николая. Автор сообщает, что храм стоял на горе, виден был с трех сторон света (только от Заболотной закрыт был густым лесом), и к нему со всех сторон вели тропинки. Церковь обслуживала несколько десятков деревень, звон колоколов был слышен в деревне Новики в ясную погоду. Река Тудовка огибает гору, на которой стояла церковь, и уходит вниз к Макарятскому омуту, где некогда стояла мельница.

До образования прихода жители окрестных деревень пользовались культовыми услугами священников крупного старинного села Оковцы, давшего название дремучему окрестному лесу. Но с появлением нового прихода в Спас-Переборе появилась и ярмарка, куда люди свозили излишки сельхозпродукции, чтобы скопить денег на выкуп земли. Ярмарки и гулянья проходили на левом берегу реки, где высокая гора погоста упиралась в песчаную дорогу с зеленой, заросшей травой площадкой. Церковь сгорела в 1929 г. и более не восстановилась, подозревают поджог – либо желающих поживиться, либо самого священнослужителя в период искоренения церквей, в качестве превентивной меры.

В склепе на кладбище Спас-Перебора похоронен помещик Дмитрий Алексеевич Гаринович – хозяин усадьбы Сосноватка, деятельный и предприимчивый человек, умерший в 1916 г. от воспаления легких.

В 2022 г. на месте деревни Спасская Власовка можно увидеть несколько разрушающихся деревянных домов, и вымощенную булыжниками бревнами дорогу к реке, местами встречаются одичавшие фруктовые деревья. Примечательно, что в деревне не отмечены следы жизнедеятельности кабанов и медведей. А на Власовку – отдельный указатель. За 700 м до Спасской Власовки справа можно увидеть то самое кладбище, а если подняться на гору – то и остатки церковного фундамента. Неподалеку под дорогой проложена труба, отводящая ручей – он берет свое начало в святом ключе у церкви.

Составитель - волонтер Центрально-Лесного заповедника, Т.Примак.

Источники:

  1. Аксенов В.И., очерки истории малых населенных пунктов Тверской области.
  2. Востренков П.Т., Новоселов И.И. Наш Ново-Сибирский благословенный край. Рукопись. 2001-2007. Архив Администрации Нелидовского района Тверской области.